Администрация Крестецкого муниципального округа
Крестецкий муниципальный округ Новгородской области

Налоговая задолженность будет взыскиваться во внесудебном порядке

С 1 ноября 2025 года вступает в силу новый порядок учета и взыскания налоговой задолженности физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Соответствующие изменения внесены в Налоговый кодекс РФ Федеральным законом от 31.07.2025 года № 287-ФЗ.
Налоговая задолженность будет взыскиваться во внесудебном порядке.

Новый порядок предполагает внесудебное взыскание и будет применяться ко всей сумме задолженности, составляющей отрицательное сальдо налогоплательщика. Нововведения касаются задолженности, в отношении которой отсутствует спор.
Взысканию в бесспорном порядке подлежит задолженность по налогам, которые физические лица исчисляют самостоятельно (НПД, НДФЛ, рассчитанный по декларации 3-НДФЛ), налоги, исчисленные в период предпринимательской деятельности, лицом, утратившим статус ИП.
В отношении иных налогов физических лиц, начисление которых осуществляет налоговый орган (например, налог на имущество, транспортный и земельный налоги), внесудебный порядок взыскания задолженности происходит только в случаях отсутствия спора и не применяется, если налогоплательщик не согласен с суммой задолженности.
Налоговый орган направит должнику требование об уплате. Если оно не будет исполнено в срок, налоговый орган может принять решение о взыскании задолженности. Сделать это можно в течение шести месяцев со дня окончания срока исполнения требования. 
Решение о взыскании направляется должнику через личный кабинет налогоплательщика или личный кабинет на Едином портале госуслуг, а при невозможности электронного взаимодействия — по почте заказным письмом. 
В течение 30 дней гражданин может направить возражение о перерасчете суммы налога в налоговый орган по месту учета или жалобу в вышестоящий налоговый орган. 
Если возражений не поступило, налоговый орган вправе списать средства с расчетного счета налогоплательщика, а при их недостатке - ограничить доступ к счету и передать дело судебным приставам.  Если налогоплательщик не согласен с суммой задолженности, процедура взыскания проходит в судебном порядке, а эта сумма временно исключается из общей задолженности.
УФНС России по Новгородской области рекомендует следить за состоянием своего ЕНС и не допускать возникновения отрицательного сальдо (налоговой задолженности).
Уточнить сумму налоговой задолженности и получить квитанции на ее уплату можно в обособленных подразделениях Управления и МФЦ. Кроме того, все данные отражаются в личном кабинете налогоплательщика на сайте ФНС России и на ЕПГУ. Проверить наличие задолженности поможет  сервис «Банк данных исполнительных производств» на сайте Федеральной службы судебных приставов.
Получать информацию о наличии задолженности можно и посредством СМС-сообщений или электронной почты. Для этого необходимо предоставить согласие на информирование о наличии задолженности. Сведения о задолженности ФНС России направляет не чаще одного раза в квартал. 

В УФНС России по Новгородской области подведены итоги контрольной работы     
за 9 месяцев 2025 года  
За 9 месяцев 2025 года специалистами УФНС России по Новгородской области проведено шесть выездных налоговых проверок юридических лиц и одна ВНП индивидуального предпринимателя. По итогам ВНП (результативность проверок  - 100 %) дополнительно начислено в бюджет 2,2 млрд рублей.
В ходе ВНП выявлены факты неправомерного применения налоговых вычетов в декларациях по акцизам на этиловый спирт, алкогольную и подакцизную спиртосодержащую продукцию; 
    необоснованного заявления вычетов по НДС по счетам – фактурам, составленным с нарушением законодательства и содержащих недостоверные и противоречивые сведения;
    занижения ставки для исчисления налога на прибыль, зачисляемого в бюджет субъекта; 
    нарушения порядка оценки стоимости добытых полезных ископаемых; 
    неправомерного предъявления заявления о ввозе товаров в составе налоговых вычетов;
    фиктивного документооборота с участием «технических» компаний, выразившиеся в уменьшения налоговой базы и суммы подлежащего уплате налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности фактов) организации. 
За 9 месяцев 2025 года судебными органами рассматривались по существу два уголовных дела, возбужденных правоохранительными органами по результатам ВНП. Также за 9 месяцев 2025 года после рассмотрения в суде уголовных дел, возбужденных по результатам ВНП, вынесен обвинительный приговор и назначено наказание в виде принудительных работ в отношении должностных лиц трех организаций. В отношении должностных лиц одной организации вынесен обвинительный приговор и назначено наказание в виде лишения свободы с дополнительным наказанием в виде штрафа.
В рассматриваемом периоде в отношении юридических и физических лиц, индивидуальных предпринимателей проведено 111 проверок соблюдения валютного законодательства, по результатам которых составлены 422 протокола об административном правонарушении. Вынесено 121 постановление о назначении административного наказания, сумма предъявленных штрафных санкций составила 1 млн рублей. Основные нарушения, выявленные в ходе проверок: 
    осуществление субъектами незаконных валютных операций; 
    непредставление резидентом в уполномоченный банк форм учета и отчетности по валютным операциям;
    нарушение установленного порядка и срока представления отчетов о движении денежных средств по счету (вкладу), уведомлений об открытии (закрытии) или изменении реквизитов счета (вклада) в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации и др. 
По данным налоговой отчетности за 9 месяцев 2025 года должностными лицами Управления проведено  144 тыс. камеральных налоговых проверок, в том числе:
    15,3 тыс. проверок по налогу на прибыль, акцизам, НДПИ, туристическому и водному  налогам; 
    47,5 тыс. проверок расчетов налога на доходы физических лиц, исчисленного и удержанного налоговым агентом; 
    42,1 тыс. проверок расчетов по страховым взносам; 
    18,8 тыс. проверок по специальным налоговым режимам; 
    2,4 тыс. проверок по налогу на имущество организаций; 
    12,3 тыс. проверок деклараций по НДС.    
Нарушения установлены в ходе 4,8 тыс. КНП, дополнительно начислено в бюджет 245 млн рублей. 
Основные нарушения, выявляемые в ходе КНП: 
    непредставление или представление налоговых деклараций (расчетов) с нарушением установленного законодательством о налогах и сборах срока; 
    неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налогооблагаемой базы (завышение сумм уплаченных страховых взносов, сумм прямых расходов, нарушение порядка оценки стоимости добытых полезных ископаемых, отсутствие положительного сальдо ЕНС на момент представления уточненной налоговой декларации);
    неправомерное применение налоговых вычетов; 
    нарушение налоговым агентом срока перечисления удержанного налога; 
    представление налоговому органу документов, содержащих недостоверные сведения; 
    представление налоговому органу документов с нарушением установленного срока;
     неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) сумм налога налоговым агентом. 
По результатам контрольно – аналитической работы уменьшено к возмещению НДС на сумму 60,2 млн рублей. Причинами отказа в возмещении НДС являются применение вычетов с несформированными источником, прямые технические расхождения, которые выражаются в некорректном отражении записей по счетам фактурам в книге покупок и продаж.
За 9 месяцев 2025 года налогоплательщиками представлено 
    1,8 тыс. уточненных деклараций с суммой, увеличивающей налоговые обязательства, на 854 млн руб.; 
    35 уточненных деклараций, уменьшающих сумму убытка, заявленного в целях налогообложения, на 810 млн руб.; 
    68 уточненных деклараций, уменьшающих суммы НДС, заявленных к возмещению, на 60 млн рублей. 
Основными причинами представления уточненных налоговых деклараций являются неверное определение налоговой базы и состава налоговых вычетов.
В целом по результатам контрольно – аналитической работы при проведении мероприятий по всем направлениям камерального контроля в бюджет поступило более 331,5 млн рублей.
Продолжается проведение мероприятий налогового контроля с целью сокращения расхождений в налоговых декларациях по НДС, свидетельствующих о риске занижения сумм налога. При обработке экстерриториальных расхождений установлено неправомерное заявление налоговых вычетов по НДС у 163 налогоплательщиков, состоящих на учете в иных регионах, на предполагаемую сумму нарушений в размере 464,5 млн рублей. 
По результатам камеральных проверок 46,6 тыс. актуальных деклараций формы 3-НДФЛ, представленных физическими лицами в 2025 году, доначислено в бюджет 8 млн руб., отказано в возврате НДФЛ на сумму 36,8 млн рублей. Основными нарушениями по данному направлению являются: 
    несвоевременное представление налоговых деклараций; 
    неправомерно заявленные налоговые вычеты (имущественные, социальные, инвестиционные, профессиональные); 
    непредставление деклараций или занижение налогооблагаемой базы в отношении доходов, полученных от дарения или продажи недвижимого имущества (менее 70 % от кадастровой стоимости проданного имущества). 
В рамках контроля за соблюдением законодательства о применении контрольно-кассовой техники в рассматриваемый период Управлением проводились мероприятия, направленные на профилактику рисков - объявление предостережения, профилактический визит. 
В результате контрольных мероприятий в отношении индивидуальных предпринимателей и юридических лиц объявлено 153 предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований законодательства о применении ККТ, проведено 45 профилактических визитов по вопросам порядка применения ККТ. В ходе мероприятий установлено отсутствие регистрации ККТ в налоговом органе, неприменение ККТ, невыдача или некорректная выдача чеков, применение несертифицированного или устаревшего программного обеспечения ККТ. 
Кроме того, проведено 629 контрольных закупок, выявившие 568 случаев неприменения ККТ, 61 случай нарушения порядка и правил применения ККТ. Результативность проверок составила 100 %, сумма штрафных санкций – более 2,9 млн рублей.
По данному направлению контрольной работы продолжаются мероприятия по реализации проектов «РЫНКИ» и «ОБЩЕПИТ» на территории Новгородской области, в ходе которых проводится мониторинг применения онлайн – касс на инвентаризируемых рынках, ярмарках и торговых пространствах, а также на объектах общественного питания. На регулярной основе проводится мониторинг выручки, полученной ЮЛ и ИП с применением ККТ, мониторинг чистой среды по кассовым чекам с использованием ИР АСК ККТ (проверка правильности отображения обязательных реквизитов в кассовых чеках).

Изготовители должны привести программное обеспечение ККТ в соответствие с требованиями к печати кассовых чеков
При осуществлении расчета продавец обязан выдать покупателю бумажный кассовый чек или бланк строгой отчетности. В случае предоставления покупателем до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты, продавец обязан направить кассовый чек или БСО в электронном виде покупателю на предоставленные абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации) (п.2 ст. 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ).
Нарушение установленного порядка выдачи и направления кассового чека на бумажном носителе и в электронном виде влечет административную ответственность, предусмотренную ч. 4, 6 ст. 14.5 КоАП РФ. Если невыдача кассового чека связана с неприменением ККТ, то продавец в таком случае может быть привлечен к административной ответственности по ч. 2, 3 ст. 14.5 КоАП РФ.
Таким образом, имеющий место на практике вопрос кассира к покупателю: «Нужен Вам кассовый чек или нет?» является некорректным в целях исполнения пользователя обязанности по применению ККТ.
В настоящее время существует техническая возможность для пользователя ККТ при осуществлении расчета на некоторых моделях ККТ отключать печатающий механизм и не печатать кассовый чек на бумажном носителе, не заполняя при этом реквизит абонентским номером либо адресом электронной почты покупателя для последующего направления электронного кассового чека покупателю, что ведет к нарушению пользователем ККТ норм Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ.
Форматы фискальных документов, обязательные к использованию, утверждены приказом ФНС России от 14.09.2020 № ЕД-7-20/662@.  С 01.09.2025 вступили в силу изменения в форматы фискальных документов, которые устанавливают дополнительные требования к ККТ обеспечить контроль заполнения реквизитов «телефон или электронный адрес покупателя» (тег 1008) и «адрес электронной почты отправителя чека» (тег 1117).
В этой связи изготовители ККТ c 01.09.2025 должны обеспечить требование к печати кассовых чеков и привести программное обеспечение ККТ в соответствие с нормами Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ и вышеуказанных приказов ФНС России. При этом необходимо исключить возможность для пользователя ККТ одновременно отключать печатающий механизм ККТ, не печатать кассовый чек на бумажном носителе и не заполнять реквизит абонентским номером либо адресом электронной почты покупателя для последующего направления электронного кассового чека покупателю.
Требование к печати кассовых чеков, вступившее в силу с 01.09.2025, доведено до изготовителей ККТ и пользователей ККТ письмом ФНС России от 07.11.2024 № АБ-4-20/12720@.
Экспертные организации должны учитывать требование к печати кассовых чеков при проведении экспертизы моделей ККТ, а пользователи ККТ - своевременно обновить программное обеспечение ККТ.


 
 

Сайт использует сервисы веб-аналитики Яндекс Метрика и Спутник с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике