
изменения в Закон Российской Федерации от
07.02.1992 №2300-1 "О защите прав потребителей»,
внесенные Федеральным законом от 29.07.2018 №
250-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской
Федерации «О защите прав потребителей»».
Данными поправками в Закон «О защите прав
потребителей» введено понятие «владелец
агрегатора информации о товарах (услугах)» (далее – владелец агрегатора), включены нормы,
устанавливающие обязанности владельца агрегатора и его ответственность перед
потребителем.
Кто же является владельцем агрегатора? На законодательном уровне владелец
агрегатора определен как организация независимо от организационно-правовой формы либо
индивидуальный предприниматель, которые являются владельцами программы для
электронных вычислительных машин и (или) владельцами сайта и (или) страницы сайта в
информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и которые предоставляют
потребителю в отношении определенного товара (услуги) возможность одновременно
ознакомиться с предложением продавца (исполнителя) о заключении договора купли-продажи
товара (договора возмездного оказания услуг), заключить с продавцом (исполнителем)
договор купли-продажи (договор возмездного оказания услуг), а также произвести
предварительную оплату указанного товара (услуги) путем перевода денежных средств
владельцу агрегатора в рамках применяемых форм безналичных расчетов в соответствии с
пунктом 3 статьи 16.1 Закона «О защите прав потребителей» и Федеральным законом от
27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе».
Таким образом, понятие владелец агрегатора используется для обозначения
информационного ресурса (платформы), на котором потребитель имеет возможность
получить информацию о товаре (услуге), оформить заказ и оплатить его. Проще говоря
владелец агрегатора — это посредник (юридическое лицо или индивидуальный
предприниматель) между продавцом и покупателем, который при помощи сайта или
приложения предоставляет потребителю возможность:
- одновременно ознакомиться с предложениями разных продавцов товаров и услуг;
- заключить с продавцом (исполнителем) договор;
- произвести предварительную оплату товара (услуги).
У владельцев агрегаторов о предоставлении информации о товарах (услугах)
перед потребителями есть обязанности по доведению до сведения потребителей
информации, такой как:
- фирменное наименование (наименование), если ИП - ФИО полностью;
- адрес (место нахождения) организации, ИП;
- государственный регистрационный номер организации, ИП;
- режим работы организации, ИП,
- сведения об имеющихся изменениях в указанной информации.
Данная информация доводится владельцем агрегатора до
потребителей посредством её размещения на своём сайте и (или) странице
сайта в Интернете.
В случае предоставления потребителю недостоверной или неполной информации о
товаре (услуге) или продавце (исполнителе), на основании которой потребителем был
заключён договор купли - продажи (договор возмездного оказания услуг) с продавцом
(исполнителем), владелец агрегатора несёт ответственность за убытки, причинённые
потребителю вследствие предоставления ему такой информации.
Владелец агрегатора или продавец
(исполнитель)? Кому направлять претензию?
Ответственность за качество товара и услуги, за
соблюдение условий договора купли - продажи и оказание
услуг несёт непосредственно продавец (исполнитель), а не
владелец агрегатора (кроме случаев, когда иное предусмотрено соглашением между
владельцем агрегатора и продавцом (исполнителем) и это необходимо знать потребителю.
Бывает так, что владелец агрегатора самостоятельно заключает соглашение с продавцом
(исполнителем), по которому берет на себя обязанность отвечать перед потребителем по
претензиям о ненадлежащем качестве, а впоследствии самостоятельно предъявляет
требования продавцу (исполнителю).
Потребитель может предъявить претензии непосредственно продавцу
(исполнителю) либо через личный кабинет агрегатора продавцу
(исполнителю).
В случае если владелец агрегатора не изменяет информацию о товаре (услуге),
предоставленную продавцом (исполнителем) и содержащуюся в предложении о заключении
договора купли -продажи (договора возмездного оказания услуг), то владелец агрегатора не
несёт ответственность за убытки, причинённые потребителю вследствие предоставления ему
недостоверной или неполной информации о товаре (услуге).
Должен ли агрегатор возвращать предоплату за товары и услуги? Ответ: Да.
Должен. По требованию потребителя агрегатор обязан вернуть сумму предварительной
оплаты товара (услуги) в случае если товар не доставлен (услуга не оказана) в срок, и
потребитель в связи с этим направил продавцу (исполнителю) уведомление об отказе от
исполнения договора, сообщив об этом владельцу агрегатора.
Например, вы заказали доставку еды через мобильное приложение. Время ожидания,
заявленное на сайте - 30 минут. Но заказ не был доставлен. Чтобы вернуть деньги вам
необходимо уведомить продавца еды об отказе от исполнения заказа через мобильное
приложение и через него же обратиться с требованиями о возврате денежных средств к
владельцу агрегатора. Денежные средства в таком случае вам обязан вернуть сам владелец
агрегатора.
По вопросам соблюдения требований законодательства о защите прав потребителей
можно обращаться:
- в Управление Роспотребнадзора по Новгородской области по адресу: В. Новгород, ул.
Германа, д.14, тел.971-083; 971-106;
- в Центр по информированию и консультированию потребителей по адресу: г.
Великий Новгород, ул. Германа 29а, тел. 77-20-38, 73-06-77;
- в отдел МФЦ по г. Великому Новгороду (адрес: 173000, г. Великий Новгород, ул.
Большая Московская, д. 24) консультации можно получить каждый первый четверг месяца с
10-00 до 17-00.
Работает Единый консультационный центр, который функционирует в круглосуточном
режиме, по телефону 8 800 555 49 43 (звонок бесплатный), без выходных дней на русском и
английском языках.
Дополнительно информируем, что функционирует Государственный информационный
ресурс для потребителей https://zpp.rospotrebnadzor.ru. Каждый потребитель может
ознакомиться с многочисленными памятками, обучающими видеороликами, образцами
претензионных и исковых заявлений. На ресурсе размещена вся информация о судебной
практике Роспотребнадзора в сфере защиты прав потребителей.